Прокладывание водонапорных систем и канализационных путей связано со сложностями в выборе конкретного материала. Изделия из стали заметно уступают аналогам по прочности, в основном, из-за неустойчивости к коррозии. Наилучшая замена стальных конструкций при прокладывании стальных магистралей – трубы ВЧШГ. Благодаря различным внутренним и внешним покрытиям, область применения магистралей расширяется до химической и нефтяной промышленности.
- Что означает аббревиатура ВЧШГ? Как расшифровывается термин
- Область применения ВЧШГ и характеристики чугунной конструкции
- Норма загрузки чугунных труб
- Технические характеристики труб ВЧШГ
- Схема труб ВЧШГ
- Внешнее и внутреннее покрытие ВЧШГ
- Внешнее покрытие
- Внутреннее покрытие
- «Тайтон», «RJ», «RJS» – главные соединения из ВЧШГ
- «Тайтон»
- «RJ»
- «RJS»
- Преимущество труб ВЧШГ
- Монтаж
- Функциональные особенности раструбных соединений
- Величины углового отклонения при деформации
- Влияние движения грунта на трубы ВЧШГ
- Регламентирование труб ВЧШГ
- Особенности соединения и производства раструбных конструкций
Что означает аббревиатура ВЧШГ? Как расшифровывается термин
ВЧШГ – высокопрочный чугун с шаровидным графитом. Основа для конструкции – чугун, получаемый с помощью спаивания кристаллических решёток железа, тем самым, повышая прочность конструкции, а также снижая риск возможной деформации к минимуму.
В этой ситуации присутствует обратный исход. При последующей обработке сплава, спустя несколько дней после изготовления, можно получить качественную сталь с меньшим количеством углерода в составе. Достигается такой результат с помощью специальных плавильных аппаратов с порционными доступом воздуха.
В момент расплавления, конструкция насыщается кислородом, образуются молекулярные химические соединения, притягивающие углерод. Данным промышленным способом получаются 2 вида труб: стальные низкомолекулярные и высокопрочные чугунные.
Получаемый стальной сплав обладает несколькими положительными качествами:
- Большая устойчивость к ударным нагрузкам, вследствие равномерного распределения электронных облаков в атомах углерода.
- Отличные показатели гибкости и вязкости, придающие дополнительную прочность материалу.
Но у стали присутствует существенный недостаток в лице коррозии. Гидрофильность не позволяет магистралям применятся в канализациях, либо масштабных отопительных системах, что существенно снижает область применения в бытовой сфере. В этой ситуации присутствует решение в виде усиления защитного слоя специальными элементными покрытиями, не подвергающимися влиянию кислорода или водорода. Но данные операции требуют большого количества сырья и затрат, поэтому от низкомолекулярных стальных труб предпочитают отказываться при возведении канализаций или отопительных систем.
Изначально в конструкциях ВЧШГ использовалась именно эта сталь, пока в 1943 году, во время собрания Американской Промышленной Ассоциации Сталелитейщиков, учёный К. Миллис не запатентовал новый план конструкции, с использованием шаровидной формы графита, а также чугунных изделий вместо стальных. Чтобы план сработал, производители стали добавлять ионы магния в расплав, чтобы повысить прочность магистралей.
Таким образом, появился термин ВЧШГ – высокопрочный чугун с шаровидным графитом, обладающий высокой устойчивостью к коррозии.
Сориентироваться относительно цен на такие изделия можно по ссылке: chugun-truba.ru
Область применения ВЧШГ и характеристики чугунной конструкции
Высокопрочный чугун с шаровидным графитом позволяет получить качественные изделия без огромных финансовых вложений, постоянных обновлений конструкцией и индустриализации промышленности путём модернизации технологического оборудования.
Сплав ВЧШГ обладает следующими достоинствами, в сравнении со стальными или железными магистралями:
- Превосходные литейные свойства: низкая объёмная усадка меньше, чем у стали, но жидкотекучесть гораздо выше, что наталкивает на мысль о превосходных показателях проходимости внутреннего диаметра чугунных изделий.
- Прекрасная прочность, обусловленная тесной ковалентной полярной связью между атомами железа, углерода и кислорода.
- Пластичность и вязкость: данные свойства получаются при расплавке материала при продолжительной обработке высоковольтным электрическим током.
- Устойчивость к перенапряжению, нарушениям электрического и магнитного полей, вследствие низкой проводимости и высокого заземления сплава.
- Относительная экологическая безопасность и безвредность для окружающей среды: такое свойство достигается путём расплавки, когда часть углерода смешивается с кислородом в углекислый газ.
Применение материала довольно узконаправленное. Конструкции не могут использоваться в бытовой сфере ввиду своей массивности и трудности эксплуатации, поэтому их назначение определяется промышленными и транспортировочными нуждами. Первое, на что стоит обратить внимание – универсальность.
Конструкции могут с лёгкостью заменять дорогие аналоги без потери качества:
- Если есть необходимость в замене серого чугуна из-за его непригодности, резкой нужды в улучшении прочности и долговечности конструкций. Данный вид сплава широко применяется в машиностроении при отливке станков, механизмов, поршней и других деталей машинных конструкций.
- Замена стальных труб при поставке природного газа или нефти на большие расстояния с расчётом на бесперебойную доставку с минимальными задержками и сроками обслуживания магистралей предоставляет основное преимущество чугуна в данной ситуации – низкие затраты на производство, кратчайшие сроки изготовления, меньшая затрата промышленного сырья.
- При комбинировании с различными цветными металлами возможно использование во многих сферах производства, в основном, энергетической. В данном случае снижаются затраты на изготовление сплава.
Эксплуатация высокопрочного чугуна с шаровидным графитом наблюдается в следующих элементах инфраструктуры:
- Поддержка массивных тепловых сетей, где температура воздуха не опускается ниже 150 градусов по Цельсию.
- Возведение трубопроводных сообщений для транспорта продукции химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
- Создание устойчивого защитного слоя для безнапорных и напорных систем канализации.
- Обустройство пожарных трубопроводов.
Размеры(мм) | Масса трубы(кг) | ||
Стенки | ЦПП | L=5.9 | L=6.2 |
7 | 4 | 92 | 95 |
8 | 5 | 138 | 141 |
Норма загрузки чугунных труб
Существует 2 способа транспортировки магистралей ВЧШГ: автомобильный транспорт, представленный огромными дальнобойными фурами, и железнодорожный, по которому перевозят продукцию большие промышленные поезда с вместительными вагонами. Отличие в системах торгового сообщения — количество материала, которое можно поставить, а также время перевозки. Немаловажный фактор также играют транспортные пути, так как не во всех местах присутствуют железная дорога, либо налаженный автомобильный маршрут.
Показатели по нормам загрузки в 2 транспортных направлениях представлены в следующих таблицах:
Нормы погрузки в автомобильный транспорт | |||
Диаметр трубы(мм) | Кол-во труб на один пакет(шт) | Норма производства(шт) | Вес конструкции(кг) |
83 | 17 | 227 | 98 |
103 | 11 | 188 | 114 |
127 | 7 | 144 | 166 |
Нормы погрузки в железнодорожные вагоны | |||
Диаметр трубы(мм) | Кол-во труб в пакете(шт) | Вместимость вагона(м³) | Вес конструкции(кг) |
86 | 16 | 530 | 99 |
104 | 12 | 497 | 108 |
133 | 6 | 388 | 129 |
Технические характеристики труб ВЧШГ
При проведении расчётов для высокопрочных чугунных труб с шаровидным графитом применяются многие разные математические и физические величины. Связано этом с тем, что в состав сплава входят соединения и металлы, обладающие проводимостью электрического тока. К тому же, разность состава при запуске новой линейки производства вынуждает производителей проводить тщательные вычисления, иначе присутствует риск порчи конструкции.
Размеры, мм | Предел рабочего давления(МПа) | Предельный угол отклонения при укладке (градус) | Масса трубы(кг) | ||||||
DN | D | DE | S | S1 | L1 | L=6 | L=6.4 | ||
454 | 556 | 492 | 9.3 | 6 | 128 | 4.9 | 3.3 | 667 | 688 |
713 | 854 | 755 | 10.6 | 7.7 | 165 | 3.1 | 1.98 | 1319 | 1366 |
Схема труб ВЧШГ
Как становится видно, конструкция состоится из некоторых внешних и внутренних элементов:
- Уплотнительное кольцо: данный защитный слой нужен для усиления прочности конструкции. Также служит в качестве предохранителя на случай, если в трубе случатся поломки или произойдёт деформация.
- Цинковое покрытие: необходимо для существенного снижения влияния коррозии на внешнюю поверхность конструкции.
- Цементно-песчаное покрытие: служит неким средством заземления против влияния электричества на поверхность трубы. В случае возникновения аварии с электрическим током, основной удар примет на себя именно этот защитный слой.
- ВЧШГ: собственно главный материал, из которого изготавливается конструкция.
- Завершающий слой: в нём находится меньше всего примесей и сплавов, так как на него приходится наименьшая нагрузка.
Описание:
- Раструба, D: физическая величина, характеризующая основополагающий параметр при начале производства, — нулевой цикл. Он представляет собой основание для возведения трубных конструкций.
- Условный проход, DN: номинальная величина, характеризующая проходимость транспортного вещества по внутренним каналам трубы.
- Средний диаметр, DE: условный параметр, применяемый для подсчёта пространства между внутренним, наружным и средним диаметром.
- Площадь стенки трубы, S: основополагающий параметр при подсчёте основных частей трубы.
- L и L1: протяжённость отдельных участков конструкции.
Внешнее и внутреннее покрытие ВЧШГ
Так как конструкция представляет собой один большой высокопрочный сплав, то для защиты от внутренних и внешних воздействий наносятся определённые покрытия. Каждый имеет свой состав, назначение, условия применения и срок эксплуатации.
Внешнее покрытие
Для создания наружного защитного слоя на внешнюю поверхность трубы наносится щелочноземельное покрытие из цинка и битумного лака. Необходимость в качественном наружном оборудовании трубы проявляется в следующих сферах:
- Водоснабжение: в основном, для мелиорации земель и их последующего удобрения.
- Напорные канализации: в условиях постоянной влажности необходимо сильное защитное покрытие и качественное сооружение, чтобы материал, из которого сделаны ВЧШГ, не подвергся коррозии.
- Противопожарные системы: для путей поставки жидкости во время чрезвычайных происшествий необходима бесперебойная поставка и сильная прочность, поэтому возникает необходимость в прочной опоре.
- Теплоснабжение и отопительные пути снабжения: трубы из чугунного сплава потребуются только при наличии высоких температур от 115 градусов по Цельсию.
- Заземление подземных сооружений.
Внутреннее покрытие
Внутренний слой чугунных труб достигается путём создания активного и пассивного барьера с помощью применения цементно-песчаного раствора (сокращённо ЦПП). Причина, по которой, наносится на внутреннюю поверхность трубы – сокращение потерь и накапливания транспортируемой жидкости и повышение прочности коммуникаций.
«Тайтон», «RJ», «RJS» – главные соединения из ВЧШГ
При сборке труб ВЧШГ можно использовать много методов производства и технологий для улучшения качества продукций. Мобильность в разнообразии схем изготовления обусловлена разнообразным составом внутреннего и наружного покрытий, который можно постоянно менять, подстраиваясь под направление эксплуатации.
«Тайтон»
Данный метод сборки высокопрочных чугунных труб с шаровидным графитом наиболее простой в сравнении с остальными, к тому же, довольно действенный и эффективный. Обрёл популярность за свою устойчивость к внутреннему давлению. Одна чётко собранная конструкция может выдержать постоянное давление до 8 мПа/с.
Особенности сборки ВЧШГ типа «Тайтон» заключаются в использовании нескольких слоёв гибких резиновых колец, способных выдерживать большие внутренние нагрузки, при этом, не вызывая деформации в конструкции. В совокупности, они образуют прочный защитный слой на конце трубы.
Система сборки «Тайтон» обладает рядом преимуществ:
- Большая прочность и защита от деформации и коррозии, получаемая с помощью наслаивания пластичных резиновых колец на конструкцию. На ударопрочность также влияет материал, из которого сделаны трубы – сплав чугуна с углеродными соединениями при полировке с шаровидным графитом.
- Автоматизированный и скоростной монтаж: лёгкость сбора соединения и определённый состав помогают правильно и быстро обработать конструкцию с помощью промышленной техники.
- Экономичность и энергоэффективность: за счёт простоты сборки и дешевизны необходимого сырья получается большой объём продукции без необходимости в больших затратах и издержках производства.
Ввиду вышеперечисленных свойств, “Тайтон” используется в таких направлениях, как:
- Теплоснабжении и отопительных системах.
- Трубопроводах для массового увлажнения почвы.
- В напорных и безнапорных канализациях.
- Системах пожаротушения.
Сборка конструкций происходит по следующим этапам:
- Происходит очистка гладкого конца трубы от загрязнений и ненужных деталей.
- Устанавливается специальная двухполосная метка на гладком конце конструкции.
- Обозначенная точка смазывается определённым материалом, подбираемым индивидуально.
- Очищается раструб.
- Начинается поэтапная установка и наслаивание резиновых уплотнительных колец.
- По завершению, дополнительный слой обрабатывается промышленной смазкой.
- Несколько труб успешно стыковываются.
«RJ»
Данная система соединений для труб ВЧШГ обеспечивает долговечность магистралей при прокладке в экстремальных рельефных условиях. Под ними подразумеваются зоны возможной просадки грунта, риски резкого повышения парциального и бесперебойного давления. Прочность соединения обусловлена тщательно детализацией стыковки. Разъединению труб препятствует буртик, расположенный на гладком конце стопора.
Соединение «RJ» обеспечивает возможность прокладки магистралей бестраншейным методом. Данная возможность достигается путём наслаивания уплотнительных колец и стопоров на места стыковки конструкции.
Среди преимуществ системы трубного соединения «RJ» можно выделить:
- Полученные магистрали могут легко применяться в тяжёлых условиях без риска постоянных поломок и необходимости в регулярном обслуживании и техническом осмотре.
- Пути транспортного сообщения могут пролегать по любой местности, как открытой в виде равнин и плоскогорий, так и по гористой и серпантинной.
- Сфера применения ограничиваются узкой направленностью эксплуатации материалов, из которых изготавливается конструкция:
- Поставка воды, нефти и природного газа по заболоченной местности, горах и вечной мерзлоте.
- Возведение огромных общегородских канализаций.
Сборка труб ВЧШГ по системе «RJ» происходит по следующим этапам:
- Одновременно проходит очистка и смазка гладкого конца труб.
- Раструб очищается от загрязнений и ненужных материалов.
- Несколько уплотнительных колец равномерно устанавливаются внутри конструкции.
- Полученный защитный слой тщательно обрабатывается смазкой.
- Трубы стыковываются, на месте контакта устанавливается правый стопор.
- Добавляется левый стопор, детали объединяются с помощью прикладной проволоки.
- Получается смонтированное соединение.
«RJS»
Модификация системы «RJ» представляет собой замковое соединение, при котором раструб полностью покрывается защитным слоем. Толстые резиновые кольца, блокирующие деформацию и стороннее проникновение воздуха в конструкцию, обеспечивают наибольшую прочность трубы в сравнении с типом «Тайтон» и «RJ». Но у данной системы присутствует один существенный минус — она не применима к узким соединениям, так как для создания необходим большой условный проход.
Трубы «RJS» применяются в тех же сферах, что и «RJ», за исключением плоскогорий, так как там предпочтение отдаётся моделям с узким внутренним диаметром. Но ограниченность в характеристиках не мешает данной системе занимать ведущие места в производстве. Причина данной закономерности – дополнительная комплектация и уплотнение кольцами «Тайтон» и стопорами, фиксирующимися специальной металлической лентой.
Сборка ВЧШГ типа «RJS» проходит по следующим этапам:
- Гладкий конец тщательно очищается от остатков производства.
- Наружная поверхность гладкого конца смазывается определёнными щелочными смазками.
- Происходит очистка раструба.
- Устанавливаются защитные резиновые кольца.
- Полученные внутренние опоры смазываются.
- Трубы стыковываются, на место контакта с 2 сторон устанавливаются стопоры.
- Стопоры фиксируются с помощью механической ленты.
Преимущество труб ВЧШГ
Тесная ковалентная полярная связь и плотность кристаллической решётки позволяют трубам ВЧШГ быть долговечными и прочными. Так как данные изделия изготавливаются при расплавке сплава чугуна и стали с добавлением примесей и нанесением внутреннего и внешнего покрытий, то свойства трубных магистралей вмещают в себе параметры стальных и чугунных конструкций.
Покрытие сплава графитом проходит в несколько стадий. Сначала в конструкцию вводится пластинчатый графит, образованный соединением электронных облаков углеродов. После чего, вводится расплав магния, тем самым превращая мягкие пластины в твёрдые шарики. Данный материал не только усиливает прочность трубы, но и позволяет спокойно выдерживать большие нагрузки.
Монтаж
Особенность монтажа труб ВЧШГ – отсутствие сварочных процессов во время проведения операций. Вся монтажная работа осуществляется обычными строительными инструментами, без применения электронного или машинного оборудования.
Материал, применяющийся для обработки конструкций – этилен-пропилен диен мономер. Сжатие металлической манжеты с нескольких концов трубы обеспечивает полную герметичность. Получаемое усиление со стороны добавления систем установки позволяет установить чёткий контроль над поступлением парциального и внутреннего давления, а случае возникновения неполадки, быстро её устранить. Получающиеся манжеты позволяют конструкции чувствовать себя комфортно при серьёзных деформациях и смещениях грунта.
С помощью эластомерных уплотнительных манжет можно добиться ещё большей прочности и гибкости трубы. При деформации конструкции, либо смещениях грунта, данная система позволяет транспортируемому веществу продолжать движение по каналам, снижая риск потери материала до минимума.
Отличным дополнением служит отсутствие необходимости в выкопке траншей на пути транспортного сообщения, позволяя использовать бестраншейную систему передачи, так как прогиб труб при сильнейшем воздействии составляет всего 4-5см.
По завершению процесса монтажа, происходит соосная стыковка труб ВЧШГ. Перед эксплуатацией производится специальная операция, именуемая угловым отклонением.
Функциональные особенности раструбных соединений
Изготовление раструбных соединений проводится с расчётом на достижение полной герметичности соединения путём установления контактного давления между уплотнительным кольцом конструкции и материалом, из которого сделана труба.
Величины углового отклонения при деформации
Так как раструбное соединение ВЧШГ гибкое, то соединительные трубы могут отклоняться на промежуток от 2 до 6 градусов по Цельсию. При этом, конструкции не наносится никакого физического вреда, так как системы соединения «RJ», «RJS», прокладываемые в местах просадки грунта, не дают стопорам разойтись.
Влияние движения грунта на трубы ВЧШГ
Угловое отклонение, возникающее при обработке конструкции системами соединения «RJ» и «RJS», позволяет трубам ни только не просаживаться, но и успешно продолжать бесперебойную поставку материала по каналам. Ещё одна положительная особенность смены радиуса — возможность поворота радиуса без помощи фитинга, промышленного оборудования и вмешательств в работу транспортной магистрали.
Качественные монтажные работы и установка манжет на противоположных концах трубы позволяют свободно регулировать маршруты прокладки без стороннего вмешательства и изменения структуры сплавов.
Регламентирование труб ВЧШГ
Разнообразный состав труб ВЧШГ и множество процедур перед внедрением их в эксплуатацию вызывает множество постановлений от разных контролирующих организаций, применимых для разных процессов или технических деталей.
Самый важный документ – постановление ГОСТ 9583-75 о размерах труб ВЧШГ. По нему все изделия из чугунных сплавов в комбинации со стальными делятся на 3 группы: A, Б, ЛА. Здесь начинаются сложности для производителя, так как технические данные для шаровидного графита регулируются постановлениями ТУ-14-161-183-2000 и СП 40-106-202. Данные документы представлены в следующих таблицах.
Условный проход(мм) | Наружный диаметр(мм) | Толщина стенки(мм) | Масса трубы при её длине(кг) | Масса одной конструкции(кг) | ||
2.1 | 3.2 | 4.4 | ||||
67 | 84 | 6.7 | 28.7 | 39 | — | 12.2 |
92 | 90 | 7.4 | — | 51.3 | 66.5 | 15.3 |
106 | 125 | 7.98 | — | 63.22 | 84.1 | 19.7 |
129 | 149 | 8.36 | — | 84.3 | 95.3 | 26 |
Условный проход(мм) | Наружный диаметр(мм) | Толщина стенки(мм) | Масса трубы при её длине(кг) | Масса одной конструкции(кг) | ||
2.1 | 3.2 | 4.4 | ||||
69 | 88 | 6.99 | 30.3 | 40.6 | — | 12.8 |
96 | 108 | 7.87 | — | 54.33 | 68.5 | 16.3 |
108 | 132 | 8.23 | — | 65.22 | 87.2 | 19.98 |
134 | 164 | 8.86 | — | 87.6 | 102.3 | 28.9 |
Условный проход(мм) | Наружный диаметр(мм) | Толщина стенки(мм) | Масса трубы при её длине(кг) | Масса одной конструкции(кг) | ||
2.1 | 3.2 | 4.4 | ||||
71 | 89.8 | 7.23 | 33.3 | 42.6 | — | 13.28 |
96 | 108 | 7.87 | — | 57.93 | 72.25 | 17.13 |
112 | 137 | 8.76 | — | 67.22 | 87.2 | 21.23 |
138 | 170 | 9.21 | — | 91.6 | 106.32 | 30.87 |
Внутренняя проходимость Dy(мм) | Наружный диаметр Dн(мм) | Внутренний диаметр Dф(мм) | Радиус защитных резиновых колец Doms(мм) | Толщина стенок трубы S(мм) | Длина конструкции l(мм) |
102 | 120 | 244 | 216 | 8.44 | 72 |
152 | 173 | 310 | 288 | 9.31 | 82 |
203 | 226 | 366 | 326 | 10.03 | 88 |
Диаметр условного прохода(мм) | Наружный диаметр | Толщина стенок | Толщина ЦПП | ||||
Номинал(мм) | Отклонения(мм) | номинал(мм) | отклонения(мм) | номинал(мм) | Минимальное среднее значение(мм) | Минимальное значение в одной точке(мм) | |
102 | 121 | 1.21 | 6.3 | 1.21 | 3.3 | 2.7 | 1.67 |
155 | 176 | 1.21 | 6.3 | 1.21 | |||
202 | 225 | 1.29 | 6.3 | 1.59 |
Марка чугуна | Временное сопротивление при растяжении, МПа | Предел текучести,МПа |
ВЧ 35 | 350 | 220 |
ВЧ 40 | 400 | 250 |
ВЧ 45 | 450 | 310 |
Особенности соединения и производства раструбных конструкций
Монтаж труб ВЧШГ, производимых по технологии «RJ» и «RJS», проводится 2-мя способами: с помощью кристаллической электросварки или внедрением электродов в конструкцию. Первый вариант позволяет получить качественное, прочное соединение, но вызывает трудности при управлении потоками при движении грунта. Второй способ подразумевает хорошую гибкость конструкции при влиянии большого давления на трубы.
Последовательность возведения раструбных соединений выглядит следующим образом:
- Внутренняя поверхность раструба тщательно очищается: удаляются засоры, грязь, жировые остатки, песок и другой мусор. Такая же процедура применяется к противоположному участку конструкции. Под конец операции, необходимо смазать точки контакта специальной промышленной пастой.
- Манжеты проходят проверку на качество и пригодность, после чего выкладываются в форме сердца и вдавливаются в конструкцию. В образовавшиеся отверстия необходимо залить специальное масло.
- Окончание второй трубы ровно устанавливается, место контакта аккуратно фиксируется, после чего изделие тщательно спрессовывается.